О умственной деятельности и умственной усталости, а также Заключение.


Самые читаемые:
Белокровие
Глисты
Почечные колики
Анализ мочи


Связанные статьи:
Ритмы нашей жизни.
Десинхронизация биоритмов.
Эволюция и биоритмы.
Суточные биоритмы человека.
Значение суточных биоритмов.
Биоритмы и гормоны.
Влияние космических ритмов.
Сезонные биоритмы.
Магнитные бури и здоровье.
Биоритмы и окружающая среда.
Здоровье и Солнце.
Движение и здоровье.
Умственная деятельность и усталость, а также Заключение.

 

 

Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера. Д. И. ПИСАРЕВ.

Современная научно-техническая революция внесла коренные изменения не только в технологию производства, но и и характер выполняемых трудовых процессов. Тот факт, что уже во многих случаях преобладающей формой труда становится труд умственный, в конечном итоге приводит и к повышению производительности труда, и к значительному увеличению нагрузки на психику человека, т. е. на функции высших отделов головного мозга. Возникающее умственное утомление может способствовать ухудшению функционального состояния организма, падению внимания, нарушению точности движений, снижению работоспособности.

Все это свидетельствует о развитии в коре головного мозга тормозного процесса, снижении общей возбудимости центральной нервной системы и снижении подвижности нервных процессов. Развитие тормозного процесса в коре головного мозга при утомлении - биологически целесообразная, охранительная реакция, необходимая для предотвращения развития истощения корковых клеток и организма в целом. Вот почему вопрос об оздоровлении нервно-психической сферы человека, особенно в условиях интенсивного развития техники и связанного с этим большого умственного напряжения, приобретает не только теоретическое, но и важное научно-практическое значение.

Повышение суммарных энергетических затрат человека при умственной деятельности, как правило, определяется характером работы и степенью нервно-психического напряжения. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 2500-3000 ккал. При чтении вслух расход энергии увеличивается на 48%, при выступлении с публичной лекцией -на 94, а у операторов вычислительных машин - на 60-180%. Нерационально организованная напряженная умственная работа может способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний.

Современная концепция о патогенезе гипертонической болезни указывает на развитие особого невротического состояния под влиянием факторов, вызывающих перенапряжение корковых процессов, сопровождающееся нарушением регуляции сосудистого тонуса вследствие стойкого возбуждения вегетативных прессорных центров. Особенно существенные нарушения различных функций организма возникают при умственной работе ночью. Исследования показали, что ночная работа, независимо то того, происходит ли перестройка суточного ритма или она отсутствует, выполняется с большим нервно-психическим напряжением. По данным К. К. Платонова, при переутомлении, возникающем как следствие нервно-психического напряжения, нарушение сна наблюдается в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40, повышенная раздражительность - в 32, понижение аппетита - в 27 и головные боли - в 26% случаев.

Благодаря волевому усилию человек при умственном утомлении способен на какое-то время мобилизовать резервные силы организма и поддержать достаточную работоспособность. Однако подобное волевое усилие требует добавочной затраты нервной энергии. При тяжелых формах переутомления появляется необходимость в проведении комплекса интенсивных лечебных и санаторно-курортных оздоровительных мероприятий. В эпоху научно-технической революции перед врачами и физиологами труда стоит весьма актуальная задача - изыскать пути сохранения в течение длительного времени высокой производительности умственного труда без снижения ее эффективности и при сохранении нормального состояния функциональных систем организма.

Большое внимание вопросам сохранения высокой умственной работоспособности на длительное время уделял замечательный русский физиолог И. Е. Введенский. Постоянно подчеркивая, что многие люди работают малопроизводительно и быстро устают только потому, что не умеют организовать свою творческую деятельность, он писал, что "при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, чго много работают, а от того, что плохо работают!" Еще в 1911 г. он определил шесть условий высокой продуктивности умственного труда:
1. Во всякий труд следует входить постепенно. Соблюдение этого условия позволяет без "надрыва" включиться адаптивным регуляторным реакциям организма и тем самым обеспечить оптимальный уровень работоспособности. Резкий переход от напряженной умственной деятельности к полной бездеятельности также пагубен для здоровья, как и резкий переход от бездеятельности сразу к напряженной творческой работе.
2. Для высокой умственной работоспособности необходимы мерность и ритм работы. Иными словами, для каждого человека требуется определенный, оптимальный для него ритм деятель ности, оптимальное количество информации. Недостаток посту пающей информации также опасен, как и ее избыток. Наиболее эффективный путь преодоления длительного перенапряжения и сохранения высокой умственной работоспособности состоит в выборе и соблюдении не только рационального ритма и режима труда, но и различных основных жизненных отправлений.
3. Условием высокой работоспособности является привычная последовательность и систематичность работы. Об этом же очень ярко и страстно говорил великий русский физиолог И. П. Павлов, обращаясь с письмом к молодежи. "Что бы я хотел пожелать молодежи моей родины, посвятившей себя науке? Прежде всего - последовательности. Об этом важнейшем условии плодотворной научной работы я никогда не смогу говорить без волнения. Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего".
4. Правильное чередование труда и отдыха, как и смена одних форм труда другими, также служит важным условием сохранения высокой работоспособности. Гигиена умственного труда предусматривает правильную организацию и чередование умственной деятельности и рационального отдыха. Состояние отдыха заключается не в бездействии, а в переходе к новому виду деятельности. Физическая нагрузка, выполняемая после напряженной умственной работы, доставляет человеку, по образному выражению И. П. Павлова, "мышечную радость". Рациональное сочетание напряженной творческой деятельности с физической работой обеспечивает полноценное интеллектуальное и физическое долголетие.
5. Продуктивный труд и высокая работоспособность требуют систематического упражнения и укрепляющего навыка. Теперь хорошо известно, что закрепленные профессиональные навыки отличаются большой устойчивостью к воздействию различных неблагоприятных факторов среды.
6. Условием высокой работоспособности является благо приятное отношение общества к труду. Решение социальных аспектов этой проблемы в нашей стране способствует не только повышению продуктивности умственного труда, но и его оздоровлению.

Пусть ум празднует победу за победой над окружающей природой, пусть он завоевывает для человеческой жизни и деятельности не только всю твердую поверхность земли, но и водные пучины ее, как и окружающее земной шар воздушное пространство. И. П. ПАВЛОВ.

Заключение.

Мы познакомились с интересной и волнующей проблемой, суть которой - доказательство существования у живых организмов внутренней способности измерять время. Один мудрец как-то сказал. "Все мы - часы, и наши лица - циферблаты лет". Благодаря бурному развитию науки и техники стремительно расширяются и наши знания о биологических часах. Сегодняшнее развитие науки позволяет сделать вывод, что ритмичность процессов, совершающихся в организмах, обеспечивает всему живому возможность не только постоянно адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды, но и беспрерывно совершенствовать свои основные функции. Основоположник учения о зарождении жизни на Земле А. И. Опарин писал: "Характерным для жизни является то, что она не рассеяна диффузно в пространстве, а представлена отграниченными от внешнего мира, индивидуальными, очень сложными многомолекулярными системами - организмами, в которых непрерывной чередой, строго закономерно совершаются физические и химические процессы, основанные на взаимодействии организма с окружающей средой и в своей совокупности составляющие обмен веществ, в биологическом понимании этого слова".

Трудно найти в организме человека орган или систему, которые функционировали бы не ритмично. Основываясь на ритмическом проявлении биологических процессов в организме человэка, созданы приборы, позволяющие врачам диагностировать болезни и правильно их лечить.

Так, электрокардиограф, определяющий биоэлектрическую активность сердца, фиксирует ритмичность этой активности. Заметив отклонения в ритмике электрокардиограммы, врач может судить о процессах, происходящих в сердечной мышце, и оказывать больному своевременную помощь. В настоящее время медики все чаще пользуются и системой так называемого биоуправления, т. е. приборами и аппаратами, действующими согласованно с физиологическими процессами в организме человека. К системам биоуправления, осуществляющим терапевтическое воздействие на организм больного, относятся аппараты искусственного кровообращения. Они применяются при операциях на сердце, а также для осуществления синхронной работы сердца больного и аппарата искусственного кровообращения. Примером диагностической системы биоуправления у больных эпилепсией может быть также прибор, используемый для выявления предвестников эпилептического припадка. В этом приборе индикатором нарушения ритмов биотоков мозга служат изменения на электроэнцефалограмме. В настоящее время в отечественной медицинской практике успешно применяются аппараты по биоуправлению локомоторной мышечной деятельностью.

Если фактор времени пока что не подвластен даже великой и всемогущей науке - физике, то в силах биологов и медиков превратить время из внешнего по отношению к работе фактора во внутренний организующий стимул, положительно влияющий на протекание длительной работы. Анализ экспериментальных материалов свидетельствует о том, что разработка научно обоснованных мероприятий по установлению продолжительности рабочего дня и изысканию рациональных путей по организации режима труда и отдыха - это не только медико-биологическая, но и актуальная социальная проблема современности. Нет сомнения в том, что клинико -физиологические данные, полученные при изучении проблемы биологических ритмов, составят одну из волнующих, интересных и практически важных глав сравнительной и экологической физиологии. Понимание важного значения биологических ритмов, свойственных нашему организму, позволит более внимательно прислушиваться к рекомендациям врачей: избавиться от бессонницы, расстройств желудочно-кишечного тракта и других заболеваний. Учитывая, что биологические ритмы играют огромную роль в деятельности наших органов движения, в функциональном состоянии наших мышц, оказывающих при ритмических сокращениях благотворное влияние на нервную систему, мы не должны себе позволять забывать, что утренняя гимнастика, занятия спортом, словом, движения во всех видах - залог крепкого здоровья.

Всесторонние исследования биологических ритмов, проводимые в настоящее время во многих лабораториях мира, откроют широкие возможности для организации режима труда и отдыха человека на научной основе. Правильно организовать ритм жизни - значит сохранить на долгие годы здоровье и высокую работоспособность.

Предыдущая

загрузка...
загрузка...