Дыхание, воля, здоровье.


Самые читаемые:
Белокровие
Глисты
Почечные колики
Анализ мочи

 


Все о дыхании
Дыхательная среда
Управление дыханием
Дыхание, воля, здоровье


 

Резервы нашего дыхания. Произвольно человек может усиливать свое дыхание до тех пор, пока опять-таки не наступит гипокапния. Или пока не устанут дыхательные мышцы.

Врачи пользуются способностью человека произвольно управлять своими дыхательными мышцами, чтобы определить резервные возможности дыхательного аппарата. Ведь от этих резервов до некоторой степени зависит его работоспособность. С этой целью измеряют так называемую максимальную вентиляцию легких. Делается это следующим образом. Исследуемому предлагают дышать как можно сильнее - глубже и чаще. Измеряют, сколько воздуха он пропустил через легкие за единицу времени. В пересчете на одну минуту человек может провентилировать 120-150 литров воздуха и более. (Если сравнить это с обычными 5-10 литрами минутного объема дыхания, оказывается, что в покое мы используем в среднем всего каких-то 5% возможностей своего дыхательного аппарата.)

Сколько можно не дышать? слжнее обстоит дело в том случае, когда человек, напобот, произвольно задерживает дыхание. Короткие остановки дыхания не представляют труда и вполне физиологичны: мы задерживаем дыхательные движения во время речи, еды, питья, при выполнении некоторых движений (при натуживании). Но редкий человек может задержать дыхание более чем на полторы-две минуты. Правда, эту способность можно совершенствовать, тренировать. Ама - корейские и японские нырялыцицы за жемчугом - служат всегда ярким тому примером. Они проводят под водой до 3 минут, а спустя всего минуту после выныривания могут погружаться вновь. А упоминавшийся уже Жак Майоль сумел на задержке дыхания достигнуть рекордной для ныряльщиков без акваланга глубины-101 метра, затратив на это около 4 минут. В покое (сидя в теплой воде бассейна) Майоль мог не дышать почти 5 минут. (Между прочим, в своих упорных тренировках он пользовался приемами йога, о которой вскоре мы будем говорить.) Согласитесь, это трудно, но не так уж и много. Отдельные рекорды (описан случай, когда задержка дыхания длилась 15 минут!), как говорится, погоды не делают.

Повелительный и спасительный стимул. Почему же мы не можем надолго задержать свое дыхание? Ведь нам ничего не стоит, например, прекратить ходьбу или любое другое циклическое движение. Причина заключается в том, что дыхательные мышцы имеют не только "произвольное", но и "непроизвольное" подчинение. Их деятельность всегда держит под контролем дыхательный центр. Если мы задерживаем дыхание, из крови быстро уходит в ткани кислород. А главное, столь же быстро кровь обогащается двуокисью углерода - самым мощным раздражителем хеморецепторов. Хеморецепторы посылают в дыхательный центр все усиливающиеся сигналы. Пока возбуждение дыхательных нейронов не станет настолько мощным, что его не сможет уже сдержать никакое усилие воли (точнее, тормозные влияния, исходящие из коры больших полушарий мозга).

Попробуем проследить за изменениями электрической активности дыхательных мышц, например, межреберных, по ее записи - электромиограмме. электрическая активность межреберных мышц во время произвольной задержки дыхания Для этого на коже груди, над дыхательными мышцами, фиксируют электроды, соединенные с осциллографом. Мы увидим, что в мышцах в такт с дыханием возникают ритмические пачки импульсов, подобные тем, какие производят нейроны дыхательного центра. Предложим исследуемому одержать дыхание как можно дольше. Сперва дыхательные разряды межреберных мышц исчезают: дыхательный центр заторможен. Но через 30-40 секунд после начала задержки дыхания эти "пачки" возникают снова. Следовательно, дыхательные нейроны уже возобновили свою работу, их ритмическая активность восстановилась. Правда, еще с полминуты человек продолжает не дышать, хотя он испытывает нарастающую потребность вдохнуть. На самом же деле его дыхательные мышцы уже сокращаются. И лишь произвольным зажатием голосовой щели человек не пропускает воздух через гортань и тем самым продолжает задерживать свое дыхание. Но вот под влиянием непреодолимой потребности он вынужден расслабить свои голосовые складки, и вентиляция легких наконец возобновляется. Период между началом непроизвольных сокращений дыхательных мышц и концом задержки вентиляции можно удлинить. Для этого, как только вам захочется дышать, надо сделать несколько имитаций произвольных движений грудной клетки или брюшного пресса или же глотнуть: тягостное ощущение нехватки воздуха на короткое время пройдет - его ослабят стимулы с сокращающихся мышц.

Итак, произвольная задержка дыхания прерывается под влиянием усиленного раздражения хеморецепторов, главным образом накапливающейся двуокисью углерода. Поэтому, если предварительно усиленно провентилировать легкие, задержка дыхания удается на более длительное время (раза в полтора больше, чем обычно). Так и поступают ныряльщики. Особенно эффективно усиленное дыхание кислородом: ведь при этом мы устраняем на некоторое время сразу оба стимула дыхания - гиперкапнический (удаляя из крови СО2) и гипоксический (обогащая кровь кислородом). Наоборот, если дышать вместо воздуха газовой смесью, где увеличено содержание СО2 и уменьшена концентрация О2, задержка дыхания получится очень короткой: не успеет человек остановить сокращение своих дыхательных мышц, как они тут же начинают вновь непроизвольно сокращаться.

Непроизвольный позыв к дыханию (к его возобновлению), непозволяющий его надолго задерживать, мы назвали императивным, то есть повелительным стимулом. "Известно, что человек властен не слушаться сигналов лишь до известной степени,- писал И. М. Сеченов.- Позыв, вначале не сильный, может с течением времени сделаться настолько настойчивым, что человек ему уступает".

Нетрудно понять, сколь важен императивный стимул. Этот сигнал тревоги просто необходим для охраны нашей жизни. В самом деле, что произошло бы, не будь этого стимула, если б, задумавшись, человек просто... перестал дышать? Весь запас кислорода, имеющийся в крови, ткани израсходовали бы в случае остановки вентиляции легких за какие-нибудь 2-3 минуты. А нервные клетки мозга могут прожить без кислорода, как говорилось, всего 4-5 минут. Потом они безвозвратно гибнут.

Вот от какой опасности защищает нас императивный стимул. В том, что дело обстоит именно так, убеждает случай, описанный американским ученым Е. Шнейдером: речь идет о человеке, который мог задерживать дыхание сколько угодно долго. Но в конце концов он терял сознание, и его приходилось спасать с помощью искусственного дыхания. Таков результат бездействия императивного стимула.

Йог и кит. - Но позвольте! - воскликнет просвещенный читатель.- А как же знаменитые индийские йоги? Пишут ведь, что они могут не дышать часами и даже днями? Что они могут жить даже будучи погребенными заживо? И творить многие другие чудеса...

Давайте разберемся и с йогами. Специалисты по йогистике - а они есть и в самой Индии и за ее пределами - единодушно утверждают: ни один самый опытный йог не способен показать что-либо, противоречащее известным физиологическим законам.

Да, йоги благодаря давно разработанным приемам и повседневной упорной тренировке изумительно владеют своим телом. Они способны настолько расслаблять всю скелетную мускулатуру (снижать ее тонус), что тем самым уменьшают потребность организма в газообмене. Поэтому они могут довольно долго оставаться в замкнутом помещении, в настоящем гробу, под землей, резко уменьшая свою легочную вентиляцию и умудряясь обходиться тем небольшим объемом воздуха, который остается в их распоряжении. Однако специальные, тщательно проведенные эксперименты показали, что процессы обмена веществ (а значит, и потребление кислорода) в организме "погребенного" не прекращались. Следовательно, дышать-то он не переставал!

Но здесь несговорчивый читатель снова нас прервет. На этот раз другим вопросом: а киты? Разве не правда, что эти животные, дышащие воздухом, как и человек, могут часами оставаться под водой, где уж наверняка никакого воздуха нет? Да, это правда. Морские млекопитающие - киты, дельфины, тюлени, моржи - пользуются для дыхания легкими (их предки не плавали в воде, а передвигались по суше) и могут извлекать кислород только из атмосферы. Но не из воды, как рыбы. Вместе с тем они проводят много времени под водой, добывая пищу или спасаясь от опасности. Некоторые киты могут не всплывать по два часа.

Однако, и это главное, у китообразных запас кислорода в крови и в мышцах гораздо больше (в расчете на единицу массы), чем у человека. У них значительно больше относительная поверхность легочных альвеол, через которые осуществляется обмен газов. Их грудная клетка подвижнее, дыхательная мускулатура мощнее, нежели у наземных животных. Любопытно, что дельфины перед погружением иногда делают ряд усиленных вдохов, совсем как ныряльщики, о которых говорилось выше. Прибавьте к этому значительно более высокую кислородную емкость крови и особое, усовершенствованное кровоснабжение жизненно важных органов - мозга и сердца, а также мышц (поэтому они гораздо выносливее к гипоксии) и меньшую чувствительность хеморецепторов к двуокиси углерода - и вам станут понятными "йогистские" способности китообразных.

Добавим еще: когда кит всплывает, чтобы с шумом набрать порцию свежего воздуха в свои легкие, им наверняка движет тот же императивный стимул, который не позволяет нам слишком долго задерживать дыхание. Просто этот стимул развивается у него гораздо медленнее, чем у нас. Иначе кит не был бы китом.

Как научиться управлять своим дыханием. Итак, природа разрешила человеку произвольно управлять своим дыханием, но ограничила эту способность строгими рамками. Рассмотрим, как человек, не нарушая этих границ, может сознательно, целесообразно регулировать вентиляцию легких.

Авторы этих строк провели специальные исследования. Выяснилось, что человека очень легко научить изменять по заданию частоту и глубину дыхания. Процесс обучения проходил так. Включали метроном, настроенный на определенную частоту ударов, и предлагали исследуемому дышать в том же ритме. Причем каждый вдох требовалось доводить до заданного объема, о чем испытуемому сообщали световые сигналы, включаемые спирографом (прибором, регистрирующим объем вдыхаемого воздуха), или он это делал, следя за своей спирограммой. Такой метод называют обучением с инструментальной обратной связью (существует также термин: биоуправление).

Между прочим, подобный метод оригинально использовали в одной из детских больниц в США. Все знают, как определяют жизненную емкость легких: набрав побольше воздуха, исследуемый выдыхает его как можно полнее под колокол спирографа. Колокол поднимается, по его шкале мы видим, какой объем воздуха выдохнут. Любой взрослый обычно понимает, что от него требуется (то есть им руководит, как говорят психологи, соответствующая мотивация). И если удается выжать из своих легких 5 и более литров (вместо средних 4 литров для здорового человека), тут есть чем гордиться.

Другое дело ребенок. У него мотивация еще слаба, неустойчива. Не так-то просто объяснить ему, что он должен сделать максимальный полный выдох. И вот педиатры придумали несложное устройство: спирометр снабдили контактами, через которые включался ряд лампочек разного цвета. Чем больше заполняется колокол, тем больше лампочек загорается. Представьте себе торжество малыша, когда ему удается зажечь длинную гирлянду разноцветных огней! И экспериментальный результат более достоверен.

Чувствуете ли, как дышите? Из этого забавного примера следует: чтобы управлять дыханием, необходимо получать о нем по возможности полную и точную информацию. А могут ли нам дать такую информацию наши собственные ощущения? Чувствуем ли мы свое дыхание? - Конечно, - ответит читатель, прислушавшись к себе, к своему дыханию, - вот я вдыхаю, вот выдыхаю. Но если специального внимания на дыхание не обращать, оно не ощутимо. Ибо дыхание - сама жизнь. Как биение сердца, например.

Что такое одышка. Зато, если дыхательная система не справляется со своими обязалностями или справляется, но с трудом, мы уже чувствуем: дышать трудно, не хватает воздуха. Это неприятное чувство называют одышкой. Одышка может появиться и у здорового человека, если к дыхательному аппарату предъявлены непосильные требования - скажем, при быстром подъеме по лестнице. (Некоторые называют одышкой частое поверхностное дыхание. Это неверно: одышка - состояние, характерное именно ощущением затруднения дыхания.) Трудно дышать и при увеличенном сопротивлении дыханию. Такое действие может оказывать дыхание в защитных респираторах. Водолазы, которые выполняют работу на больших глубинах, где им приходится дышать газовой смесью под высоким давлением (а следовательно, при большой плотности), как уже говорилось, тоже жалуются на одышку. Одышка у больных также может быть следствием увеличенной нагрузки на дыхательную мускулатуру - при бронхите, эмфиземе, воспалении легких. Такую нагрузку можно создавать в эксперименте - предлагая исследуемому дышать через узкую трубку. Оказалось, что человек способен ощущать уже совсем небольшое сопротивление вдоху, для преодоления которого требуется усилие, измеряемое всего 1-2 миллиметрами водного столба.

Следовательно, человек не чувствует своего дыхания, когда оно осуществляется свободно, но явственно ощущает его при малейшем затруднении. Это вполне естественно: такое затруднение - сигнал опасности, угрожающей жизненно важной функции нашего организма. Недаром одышка сопровождается тягостным состоянием тревоги.

Управление по ощущению усилия. Вместе с тем сказанное имеет прямое отношение к способности человека произвольно регулировать свое дыхание. Оказалось, что эта способность непосредственно связана с ощущением усилия, развиваемого дыхательными мышцами,- того самого усилия, которое мы воспринимаем как одышку, когда оно становится чрезмерным.

Это доказывается простым опытом. Научим человека соблюдать предложенную ему глубину дыхания, следя за дыхательный хемостат своей спирограммой. После такого обучения он может продолжать вентиляцию легких в заданном режиме, уже не глядя на спирограмму. Незаметно для исследуемого увеличим сопротивление его дыханию, для чего сузим трубку, через которую он дышит. При таком добавочном сопротивлении исследуемый переходит на более "мелкое" дыхание, не замечая этого. Если, напротив, уменьшить сопротивление дыханию, заменив азот вдыхаемого воздуха легким газом - гелием (с его свойствами мы уже знакомились), человек, опять-таки не замечая этого, начинает дышать уже глубже. В обоих случаях он уверен, что точно соблюдает задание. На самом деле заданные одинаковые усилия дыхательных мышц в первом случае (при повышенном сопротивлении) обеспечивают меньший дыхательный объем, во втором (при уменьшенном сопротивлении) - большую глубину дыхания. Следовательно, управляя своим дыханием по инструкции, мы руководствуемся ощущением того усилия, которое развивают дыхательные мышцы при обеспечении заданного дыхательного объема (разумеется, если при этом не пользуемся инструментальной обратной связью). Ведь для того, чтобы определить массу какого-либо предмета, мы берем его в руки и оцениваем усилие, требуемое для удержания его на весу.

Дыхательные и "недыхательные" движения. Кстати, при произвольном управлении дыханием проявляются те же закономерности, что и при управлении другими обычными движениями. Авторы этих строк провели следующие эксперименты. Человека обучали проделывать ряд вдохов и выдохов по определенной программе: он дышал, наблюдая свою спирограмму, так, чтобы запись его дыхательных движений как можно точнее накладывалась на диаграмму, заранее нанесенную на лепту спирографа. В другом опыте исследуемому предлагали воспроизвести подобную же диаграмму, но с помощью движений руки. Конечно, точно поспеть за всеми изломами линии - программы, нанесенной на движущуюся ленту, человек не успевал ни в первом, ни во втором случае. Но когда сравнили обе записи, то оказалось, что по всем показателям - скорости реакции, точности воспроизведения, способности к коррекции - дыхательные и "недыхательные" движения похожи. А следовательно, "на выходе" они управляются одними и теми же механизмами.

Вместе с тем, поскольку дыхательные мышцы подчинены не только двигательным центрам коры головного мозга, но и дыхательному центру продолговатого мозга, их движения имеют и "свои" специфические особенности. Если, скажем, добавлять во вдыхаемый воздух двуокись углерода, то человек при выполнении описанных программ невольно (не желая этого) превышает заданную ему глубину дыхания. Здесь вмешивается тот же императивный стимул, который, в конце концов, прерывает задержку дыхания. При управлении движениями руки ничего подобного не происходит. Такие ограничения не мешают, однако, путем тренировок доводить способность к управлению дыханием, как и любой другой двигательный навык, до совершенства.

Достижения произвольной регуляции дыхания. Любой из приглашенных нами исследуемых научался, не пользуясь инструментальной сигнализацией, поддерживать по инструкции ту или иную глубину дыхания и менять ее с точностью ±10% от заданного уровня. Конечно, если при этом не возникало заметных изменений химизма внутренней среды, ведущих к формированию императивного стимула.

Более того. Произвольно управляя своей легочной вентиляцией, человек оказался способным по заданию менять газовый состав своей внутренней среды. Один из наших исследуемых достиг в этом деле впечатляющих результатов: он сумел, не пользуясь показаниями регистрирующей аппаратуры, снижать и повышать (что гораздо труднее) концентрацию СО2 в альвеолярном воздухе. Причем ошибка не превышала 0,15%! Однако не удавалось добиться прироста напряжения двуокиси углерода сверх того, которое вызывало императивный стимул, выводивший дыхание из-под произвольного контроля.

А могут ли животные управлять своим дыханием? Уже подчеркивалось, что истинно произвольное управление дыханием присуще лишь человеку, поскольку основной отличительной чертой такого управления является его осознанность. И как мы видели, человек в этом явно преуспел.

Однако исследования с участием человека по известным причинам не позволяют физиологам изучить тонкие механизмы управления дыханием и механизмы действия императивного стимула, ограничивающего это управление. Поэтому авторы задались целью выяснить, а не смогут ли помочь и этом опять-таки лабораторные животные: способны ли они целенаправленно изменять свой естественный дыхательный стереотип, то есть управлять дыханием по "заданию"?

Были проведены следующие эксперименты. Лабораторным крысам "задавалась" определенная глубина дыхания, которая была меньше их естественной глубины и соответствовала 0,8, 0,6 или 0,4 нормального дыхательного объема. Если животное преувеличивало "заданный" дыхательный объем, то оно наказывалось слабым электрическим током через контакты, наложенные на хвост. Чтобы избежать наказания, животное должно было уменьшать естественный дыхательный объем.

Выяснилось, что при ограничении дыхательного объема до 0,8 его естественной величины все подопытные животные довольно быстро "понимали", что от них требуется, и соответственно "заданию" уменьшали глубину дыхания. При этом они увеличивали частоту дыхания и тем самым обеспечивали нормальный объем вентиляции. В таком искусственном режиме животные могли дышать неограниченно долго (15 минут и более), одновременно избегая наказания и обеспечивая необходимый газообмен.

Но вот при большем ограничении дыхательного объема (до 0,6-0,4 естественного) животные справлялись с "заданием" уже с трудом. Такое значительное уменьшение глубины дыхания они не могли полностью компенсировать его учащением. Поэтому объем вентиляции легких уменьшался. Вследствие развивающейся гиперкапнии и гипоксии в силу вступал императивный стимул, заставляющий животных дышать не по "заданию", а в соответствии с потребностями в газообмене. Интересно, что животные по-разному приспосабливались к этой ситуации. Одни, насколько это было возможно, уменьшали глубину и увеличивали частоту дыхания, стремясь свести наказание до минимума. Другие на какое-то время резко уменьшали дыхательный объем или даже вовсе задерживали дыхание (полностью избегая наказания), затем, смиряясь с болью, усиленно гипервентилировали и тем самым обеспечивали необходимый газообмен. Такие циклы повторялись.

Полученные результаты сулят большую перспективу изучения физиологии произвольного дыхания. И здесь, наверное, следует успокоить читателя: в описанных экспериментах животные не испытывали сколько-нибудь серьезных страданий. Но вернемся к человеку.

Снова о йогах. Здесь приходится снова вспомнить о йогах. И если не признавать за ними способности совсем не дышать, то, может быть, стоит использовать знаменитую пранаяму? Пранаяма - система сознательно регулируемых дыхательных движений с максимальным использованием дыхательных объемов. Ее цель - улучшение работы легких. Но не только и не столько легких! Через посредство управления дыханием йоги стремятся, "заряжая тело энергией - праной", воздействовать и на другие функции организма. В том числе на психику.

В этой системе (а ей насчитывается пять, а по некоторым данным - восемь тысяч лет!) специалисты находят немало полезного. На базе некоторых приемов йоги в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта разработали комплексные упражнения для спортсменов разной квалификации и даже для артистов балета. Достижения йоги были использованы при создании методов аутогенной тренировки (о ней речь впереди) австрийским психотерапевтом И. Г. Шульцем.

Однако в целом гимнастика йогов коллегией Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР была отвергнута. И с полным основанием.

Многие приемы йогов, в том числе некоторые позы - асаны, нарушают дыхание и кровообращение. Совершенно неприемлемы практикуемые ими длительные задержки дыхания, особенно на высоте вдоха. "Задержка на вдохе, - писал член-корреспондент Академии медицинских наук В. Н. Мошков,- увеличивает давление в грудной клетке, ухудшает состояние газообмена в легких и сильно затрудняет венозный кровоток". Дело в том, что при задержке дыхания исчезает присасывающее действие грудной клетки на кровь, она как бы запирается в венах, затрудняется ее поступление в сердце. Известны случаи, когда человек в результате слепого подражания моде на йогу не укрепил, а подорвал свое здоровье. Таков был результат неправильного дыхания или неумеренно долгого стояния на голове.

Следовать ли "системам дыхания"? Но было бы несправедливо критиковать одну только йогу. Еще меньше хорошего можно сказать и о доморощенных, так называемых "системах дыхания", расплодившихся в наши дни. Подобные "системы", естественно, вызывают живой интерес как здоровых, так и больных. При этом плохую услугу оказывают тем и другим те средства массовой информации, которые спешат пропагандировать всякого рода предписания "как дышать". Обратите внимание, что авторы таких предписаний (а они, как правило, весьма категоричны: "дышать только так и больше никак!") сплошь и рядом оказываются на поверку вовсе не специалистами ни в физиологии, ни в патологии дыхания! Воистину правильно сказано: знаток может не иметь определенного мнения о каком-либо предмете, а профан его имеет всегда...

В самом деле, одни доброхотные наставники доверчивых пациентов рекомендуют дышать обязательно медленно и глубоко, объясняя, что таким путем-де лучше очищаются легкие, в организм больше поступает кислорода и т. д. Другие с не меньшим апломбом предостерегают: ни в коем случае не дышите глубоко - это приводит якобы к потере углекислоты. Напротив, требуют они, надо дышать поверхностно, делая задержки на выдохе. Наконец третьи настаивают, что необходимо делать какие-то особые вычурные вдохи и выдохи (видимо, сказывается влияние йоги). И все они сходятся только в одном: человек, мол, обычно дышит неправильно, и его нужно всю жизнь учить "правильному" дыханию.

Но при этом такие "учителя" совершенно не учитывают, что частота и глубина дыхательных движений обычно регулируются автономно, вне зависимости от нашей воли, без участия сознания. И что эта регуляция направлена как раз на экономию усилий, затрачиваемых на вентиляцию легких. У здорового человека естественная вентиляция легких в различных условиях его деятельности осуществляется, как правило, в оптимальном режиме - как с точки зрения ее объема, необходимого для обеспечения обмена газов, так и с точки зрения биомеханики.

Нужно ли вообще учиться дышать? Следовательно, учить здорового человека дышать не нужно. В привычных для него условиях он, как правило, вентилирует свои легкие и достаточно, и экономично. Так же, например, как ходит. В таком случае, может быть, совсем не стоит заниматься своим дыханием? Нет. Такое категоричное заключение было бы неверным. В ряде случаев целенаправленно управлять дыхательными движениями полезно и даже необходимо. Однако делать это надо, руководствуясь знаниями о закономерностях и механизмах дыхания и его регуляции. Стремясь не мешать работе нашей автоматизированной системы управления дыханием, а помогать ей. Совершенствовать функции всех звеньев дыхательного аппарата, особенно, если работа их по каким-либо причинам разладилась. Для этого на научной основе разработано немало специальных упражнений.

Некоторые способы тренировки дыхания. Существуют способы специальной тренировки дыхания. В процессе такой тренировки возрастает мощность и выносливость дыхательной мускулатуры, улучшаются сопряженные с дыханием функции - прежде всего, кровообращение. В результате повышается работоспособность организма.

К таким способам относятся приемы, использующие как произвольные, так и непроизвольные механизмы регуляции. Например, неплохой эффект дает систематически проводимое дыхание с повышенным сопротивлением - через узкую трубку. При этом рефлекторно возрастает усилие, развиваемое дыхательными мышцами, что служит средством их тренировки.

Другой метод состоит в том, что пациент дышит через емкость, в которой вдыхаемый воздух частично смешивается с выдыхаемым, образуя смесь, обедненную кислородом и обогащенную углекислым газом. Тем самым усиливается стимуляция хеморецепторов, и опять-таки рефлекторно растет вентиляция легких (вспомним благотворное влияние "активной газовой среды").

Конечно, мы не намерены давать здесь нечто вроде инструкции по дыхательным упражнениям. Конкретные приемы, разработанные специалистами (именно специалистами!), подробно описаны в соответствующих изданиях. В конце концов, здоровому человеку вполне достаточно руководствоваться указаниями, как дышать при выполнении различных движений, предлагаемыми в уроках утренней гимнастики по радио и телевидению. Эти указания, заметьте, разработаны с учетом... эволюции системы дыхания.

Дело в том, что дыхательные движения ребер по своему происхождению родственны движениям конечностей. Вдох - это разгибание, выдох - сгибание. Поэтому с точки зрения биомеханики вдох естественно сочетать с выпрямлением туловища и ног, наклоном назад, разведением рук, а выдох - с наклоном вперед, сгибанием ног (их подниманием или приседанием), опусканием или сгибанием рук. Исследования М. Е. Маршака и его сотрудников показали, что по мере того, как определенная мышечная работа становится для человека привычной, дыхание все быстрее и успешнее перестраивается на требуемый уровень при включении нагрузки. Выработанные же во время упражнений (то есть произвольным путем) полезные навыки дыхания постепенно автоматизируются, становятся непроизвольными и в дальнейшем могут стать особенностью "дыхательного стереотипа" данного человека. Так, например, формируется дыхание спортсмена. Что же касается дыхательных упражнений, которые проводятся с целью лечения, то врач-специалист - и только он! - может решить, какие приемы показаны при тех или иных болезненных нарушениях.

"Дышите носом!" - всегда ли? Во время выполнения упражнений следует дышать через нос. Это правило стало аксиомой, неустанно повторяемой врачами и педагогами. Действительно, носовое дыхание, в отличие от ротового, является для человека более физиологичным. В носовых ходах вдыхаемый воздух обогревается расположенными здесь "калориферами" - носовыми раковинами, которые обильно снабжаются кровью. Слизистая оболочка верхних дыхательных путей покрыта эпителием, снабженным ресничками. Эти реснички совершают "мерцательные" движения но направлению кнаружи. Вместе с выделяемой слизью они выносят частицы пыли и тем самым очищают вдыхаемый воздух. Наконец, полость носа и носоглотки входит в объем "мертвого пространства"- "буфера", охраняющего постоянство состава альвеолярного газа. Все это - достаточно веские основания для того, чтобы по возможности стараться дышать через нос, а не через рот.

Но всегда ли? Провели такой эксперимент. У рта исследуемого поместили датчики газоанализатора - прибора, определяющего содержание двуокиси углерода. В покое человек дышал через нос. Прибор показывал ноль. Затем исследуемому предлагали вращать педали велоэргометра, причем нагрузку постепенно увеличивали. И вот, когда мощность выполняемой работы достигала определенного уровня, стрелка газоанализатора вздрагивала, показывая появление СО2. Следовательно, в это время человек переходил (конечно, непроизвольно) на ротовое дыхание.

Дело в том, что при больших объемах вентиляции легких открывание рта уменьшает сопротивление потоку воздуха через дыхательные пути примерно на одну треть. Такая разгрузка дыхательных мышц весьма ощутима. В самом деле, во время тяжелой мышечной работы переключение на дыхание через рот - вполне естественная реакция. Она оптимизирует условия легочной вентиляции. И ничего вредного собой не представляет. Тем более что в этих условиях кровоток через легкие и общая продукция тепла в организме резко возрастают и переохлаждение человеку не грозит. Скорее, увеличение отдачи избытка тепла через легкие окажется даже полезным.

Некоторые указывают, что дыхание через рот обычно носит поверхностный характер и это, дескать, тоже вредно. А объяснение-то очень простое: выключается часть "мертвого пространства" (полость носа и носоглотки), которое при носовом дыхании вентилируется, и дыхание переключается на меньшую глубину, потому что приходится вентилировать меньший объем. Этому способствует и снижение сопротивления потоку воздуха. Налицо опять-таки вполне целесообразная реакция оптимизации режима легочной вентиляции.

"Сердцу не прикажешь". Так ли это? Итак, дыханием в известных пределах мы можем свободно владеть и можем пользоваться этой способностью в интересах укрепления своего здоровья и повышения работоспособности. Ну, а другими функциями? Возьмем, к примеру, сердце. Как уже говорилось, "сердцу не прикажешь". Однако встречаются люди, которые умеют произвольно ускорять свое сердцебиение. Еще в начале нашего века И. Тарханов в книге "Дух и тело" рассказал о случаях, когда человек учащал свой пульс до 100 ударол и минуту - более чем вдвое. Правда, уже и наше время В. В. Орлов и другие исследователи доказали, что воля непосредственно (напрямую) на сердце не действует: скорее, дело в том, что при этом человек вызывает в своем воображении ситуации, сопряженные с определенными действиями, эмоциями. Ведь работа сердца тесно связана с двигательной сферой. Как и дыхание. Кстати, человек нередко может изменять работу сердца через посредство произвольных изменений дыхания, поскольку дыхательные движения рефлекторно влияют на работу сердца. Сотрудники американского психолога и физиолога Н. Миллера обучали трех пациентов с аритмией пульса "управлять" своим сердцебиением, чтобы не допускать нарушения его ритма. Двое из них научились это делать, но путем регулирования ритма своего дыхания. Как только они переставали управлять своим дыханием, пульс опять становился аритмичным.

Можно возразить: неважно, как достигается умение управлять своим сердцем. Важен результат. Но вот что интересно: произвольное учащение сердцебиений описывалось неоднократно, а достоверных фактов его урежения описано очень мало. Более того. Уже известный нам И. Тарханов в своей книге привел трагический случай: один "фокусник", демонстрируя умение останавливать свое сердце, неожиданно... скончался.

Таким образом, произвольное вмешательство в автономную регуляцию жизненно важных функций - вещь небезопасная. Но ведь как заманчиво было бы без помощи каких-либо процедур или операций целенаправленно управлять внутренним хозяйством своего организма! Поддерживать его в образцовом порядке. Помогать ему преодолевать вредные влияния, а в случае нарушения его функций - возвращать их к норме. К примеру, повысилось кровяное давление - усилием воли снижать его. И гипертонии как не бывало! Подобные опыты ставились. Они проводились уже известным нам методом инструментального обучения. Так, в лаборатории того же Н. Миллера сконструировали устройство, которое давало световой или звуковой сигнал, когда кровяное давление пациента соответствовало задаваемому (требуемому) уровню. С помощью этого устройства здоровых и гипертоников учили регулировать свое кровяное давление. Успехи, увы, оказались скромными. Если и удавалось снизить кровяное давление, то обычно не надолго и всего на считанные миллиметры ртутного столба.

Врожденные автономные механизмы регуляции ревниво защищаются от влияния коры больших полушарий. Ведь у высших отделов мозга - свои задачи. Кора больших полушарий - верховный руководитель поведения, связи с внешней средой (для человека - прежде всего с социальной средой). Кора мозга обычно не отвлекается на мелочную опеку над интимными функциями организма. В эти функции она вмешивается лишь в исключительных случаях.

Учитесь властвовать собой. Но значит ли это, что произвольный контроль над внутренним хозяйством организма вообще невозможен? Нет. Дело не так уж безнадежно. В лаборатории академика В. Н. Черниговского было показано, что человека можно научить управлять функцией... самой коры мозга.

Здесь требуется небольшое пояснение. Известно, что нервные клетки генерируют биотоки. Если на коже головы человека зафиксировать специальные электроды, соединив их через усилитель с осциллографом, то на его экране можно увидеть волны различной частоты. Запись таких воли называют электроэнцефалограммой. Характерны, в частности, так называемые альфа-волны - с частотой десять колебании в секунду. Они появляются, когда человек закрывает глаза. Эксперимент, о котором мы рассказываем, заключается в следующем. Здоровым молодым людям сообщали, что от них требуется усиление альфа-активности их мозга. Однако не объясняли (да и не могли бы объяснить), как это сделать. Зато в ходе каждого из 25 сеансов им давали информацию об успехе или неуспехе их попыток. И - представьте! - многие из исследуемых действительно от сеанса к сеансу добивались заметного усиления альфа-ритма на электроэнцефалограмме. Разумеется, сами исследуемые тоже не в состоянии были объяснить, каким путем они достигали требуемого результата.

Вообще механизмы такого целенаправленного регулирования "непроизвольных" функций еще во многом остаются загадкой. Но самое важное для нас состоит в том, что в принципе такое регулирование, вероятно, возможно. И оно может использоваться для лечения некоторых расстройств. Здесь читателю может показаться, что мы довольно далеко ушли от управления функцией дыхания. Но сейчас мы к нему снова возвратимся.

Поистине массовым стало в наши дни увлечение аутогенной тренировкой. Важнейший момент такой тренировки - обучить умению произвольно расслаблять свою мускулатуру. Состояние мышечного расслабления, как уже говорилось, значительно облегчает управление функциями организма. Так, у гипертоников именно в этом состоянии иногда удается добиться снижения артериального давления. Но важно и то обстоятельство, что в процессе обучения человек сосредоточивает свое внимание на физиологических функциях, которыми он стремится управлять. И одно из первых мест среди этих функций занимает дыхание.

Дыхание - дело серьезное. Дыхательной самодисциплине придают большое значение психотерапевты. Несомненно, если дыхание, как мы видим, чутко реагирует на эмоциональное состояние человека, то, с другой стороны, управление дыханием, как правильно учит йога, влияет на психику. Например, считается, что медленное неглубокое дыхание с удлиненным выдохом успокаивает пациента. Не в этом ли разгадка "чудесных" случаев успеха (обычно временного) рекомендуемых "систем" дыхания, которые мы выше подвергли суровой критике? (Хотя такие случаи не столь уж часты, молва их быстро распространяет, способствуя росту популярности мнимых чудотворцев.) Дело, очевидно, в том, что какие бы рекомендации ни давали пациенту - глубоко или поверхностно, часто или редко дышать,- уже само сознание целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность собственного организма укрепляет веру человека в свои возможности. R этих ситуациях налицо, как принято говорить, психотерапевтический эффект.

Но все-таки совершенно необходимо, чтобы такая психотерапия сочеталась с реальной пользой от нашего вмешательства. Разумные упражнения, в том числе и дыхательныe, их сочетание с приемами аутогенной тренировки, повседневная самодисциплина дыхания - все это может идти на пользу здоровью и работоспособности человека. Но только при одном обязательном условии: все перечисленные приемы должны основываться на знании закономерностей процесса дыхания и его регуляции.

Будем же обращаться с этой жизненно важной функцией с той серьезностью, какой она, бесспорно, заслуживает.

Итак, мы вкратце познакомили читателя и с теорией, и с практикой физиологии дыхания. Некоторые сведения должны были удовлетворить его любознательность, расширить кругозор, а некоторые он сможет применить в своей повседневной жизни. И мы искренне надеемся, что это принесет ему, нашему читателю, вполне определенную пользу.

Предыдущая      

 

загрузка...
загрузка...